Посетителей на сайте

Яндекс.Метрика

Последнее обновление от 16.11.2016

Советы заказчику или как правильно выбрать исполнителя.

Качества компании Система64Обилие компаний, представленных сегодня на рынке монтажных работ, положительно влияет на качество и ценовую политику - закон конкуренции действует. При этом нет ни единого каталога организаций, ни рейтинга их качества. Потенциальному заказчику остаётся надеяться на рекомендации знакомых, отзывы в интернете и достоверность рекламных обещаний.

Разберёмся в особенностях монтажных компаний в формате вопрос-ответ и приведём рекомендации по их выбору.

 

 


Содержание статьи:


 

Какие бывают организации?

Организационно-правовые аспекты нас не интересуют - только помогающие понять, с кем мы хотим работать, а с кем - нет.

  • калымные (дикие) бригады, частники - монтажники, не имеющие своей фирмы. Сами себе начальники. Работают за наличный расчёт, без договора. Берутся за любую работу
  • мелкие организации - минимум сотрудников, может не быть офиса, директор может и сам выходить на монтаж. При этом могут работать официально (по договору), за наличный и безналичный расчёт, предоставляют гарантии
  • средние и крупные фирмы - имеют офис, непроизводственный персонал (секретарь, бухгалтер, менеджер, снабженец, кадровик...), монтажники часто сидят на окладе. Работают по договору, за мелкие объёмы стараются не браться

Незнакомым калымщикам советуем доверять только малые объёмы, выполняемые за один-два дня - мелкий ремонт, установка частного домофона, замена участка проводки... (до 20 т.р.). Да, есть добросовестные мастера, дорожащие своей репутацией, но велик риск нарваться на "запойных", жуликов или просто безответственных людей, которые могут пропасть, не закончив работу. Так же не рекомендуем доверять калымщикам технически сложные работы, требующие дальнейшего обслуживания или настройки.

Достоинство калымных бригад - низкая стоимость и сжатые сроки выполнения работ.

Маленькие организации наиболее приспособлены для небольших и средних объёмов (20-500 т.р.) из-за гибкого подхода к клиентам: хочешь официально - будет и договор, и гарантия, и постгарантийное обслуживание, хочешь быстро и дёшево - вызывай мастера, который и посчитает стоимость, и выполнит работу, и возьмёт оплату. При этом гарантийные обязательства фирма сохраняет - запятнанная репутация компании восстанавливается сложнее репутации мастера-одиночки.

Также достоинством мелких фирм является лучший контроль качества - часто директор сам общается с заказчиком без промежуточных звеньев и сам приезжает на объект. Недостаток - сложность грамотной организации работ на крупных объектах.

К крупным компаниям с небольшими объёмами (меньше 500 т.р.) обращаться не советуем - стоимость будет значительно выше либо вообще откажутся работать. Они ориентированы на более серьёзные объёмы - промышленные предприятия, государственные учреждения, муниципальные объекты.

Наличие большого штата сотрудников позволяет организовать масштабную работу, при этом делает их неконкурентными на малых объёмах: кормить офисный "планктон", платить аренду офиса придётся Вам. Яркая статья на сайте крупной компании об успешной реализации многомиллионного проекта, например, торгового центра или завода, не означает, что ещё лучше они справятся с Вашей системой видеонаблюдения в пять камер.

В любой организации главное - люди, которые придут к Вам работать. Останетесь ли Вы довольны работой, в первую очередь зависит от них, в меньшей степени - от руководителя. И чем крупнее организация, тем более верно это утверждение.

 

Из чего складывается стоимость системы?

  • закупочная стоимость МТР (материально-технических ресурсов) - за эти деньги исполнитель покупает у поставщиков оборудование и материалы
  • наценка исполнителя на МТР - компенсация исполнителем затрат на доставку и гарантийное обслуживание оборудования
  • стоимость работ (ФОТ) - фонд оплаты труда, непосредственно выплачиваемый монтажникам
  • накладные расходы, налоги, прибыль организации - наценка фирм на выполненные работы

Закупочная стоимость зависит от размера скидки исполнителя у поставщиков, наценка на МТР - от жадности конкретной организации. Подробнее об этих составляющих ниже в этой же статье.

Фонд оплаты труда у монтажных организаций примерно одинаков - рассчитывается из средней зарплаты монтажника по региону и его производительности.

Такие накладные расходы, как ГСМ, командировочные, амортизация инструмента и техники - есть у всех, остальное зависит от вида организации.

Частники не накручивают дополнительной наценки на прибыль, не платят налоги и не держат лишних сотрудников - стоимость их работ не сильно больше ФОТа (на 20-30%). Наценка крупных компаний может в несколько раз превышать ФОТ - тут и прибыль директора, и аренда офиса, и зарплата менеджеров...

Малые компании являются "золотой серединой" при небольших и средних объёмах. Их наценка на ФОТ в 30-60% - разумная плата за гарантию качества.

 

Где найти исполнителя?

Наиболее верный способ - положительные рекомендации друзей. Фирмы, ориентированные на качество и дорожащие своей репутацией рекламой не пользуются - основная масса заказов поступает через "сарафанное радио".

Если таковых нет - идём в интернет. Частники и мелкие компании активно используют Авито, Ремонтник и другие порталы объявлений. На Авито самый большой выбор, но велик риск нарваться на халтурщиков.

Можно использовать поиск Google или Яндекс - попадёте на сайты компаний, где может быть полезная заказчику информация. Красивый сайт не всегда соответствует уровню фирмы - за небольшие деньги можно заказать и шикарное оформление, и наполнение материалом. Статьи, написанные на заказ, можно узнать по большому количеству ключевых фраз и низкой информативной ценности - их пишут копирайтеры для повышения позиций сайта в поисковой выдаче, а не для людей. Доверять отзывам на сайте также не стоит.

К слову, все материалы, размещённые на этом сайте, мы пишем сами, вдохновляясь личным опытом.

 

Как объяснить, чего Вы хотите?

Обязанность исполнителя - грамотно выполнять указания заказчика. Обязанность заказчика - давать грамотные указания.

Техническое задание к системе желательно оформить письменно - в виде схемы или текстового списка требований. Не следует полагаться только на свои знания, но и перекладывать разработку задания на исполнителя полностью тоже не стоит - совместная работа будет наиболее плодотворной.

Консультации по телефону - дело неблагодарное. Даже самому опытному мастеру нужно осмотреть объект для составления сметы. Не стесняйтесь приглашать потенциальных исполнителей на обследование, это бесплатно.

 

Как не переплатить?

Пример коммерческого предложения компании Система64Не стоит останавливать выбор на первом попавшемся - запросите стоимость хотя бы у трёх кандидатов.

Выбирать исполнителя, изучая прайсы на сайтах или узнавая примерную стоимость по телефону - бессмысленно - пригласите мастера на объект для бесплатного обследования и составления коммерческого предложения (сметы).

Предпочтительно получить не только итоговую стоимость, но и сметный расчёт со стоимостью каждой позиции. Так можно сравнить применяемое оборудование по его стоимости и техническим характеристикам.

На стоимость работ влияет сезонность. Как и в строительстве в целом, сезон монтажников инженерных систем начинается в апреле и заканчивается в конце декабря. Хорошие мастера и добросовестные организации всегда загружены в это время. С января по март многие испытывают недостаток заказов - стоимость работ будет ниже.

При возможности оплатить наличными просите дополнительную скидку - исполнителю так проще и выгодней, хотя и спорно с точки зрения законности. Можете рассчитывать на 10-20% удешевления по сравнению с безналичным расчётом.

 

Как понять, качественное оборудование или нет?

Получив предложение значительно дешевле конкурентов, особое внимание стоит уделить проверке указанного оборудования. Часто встречающийся приём удешевления сметы - применение низкокачественного оборудования, которое не только ломается сразу после окончания гарантии, но и не оправдывает ожидания заказчика (низкое качество картинки видеодомофона, неудобный интерфейс видеорегистратора...). Такие субъективные факторы могут сильно ухудшить систему, но не являются основанием для её переделки за счёт исполнителя. Ответ будет таким: " - Камера работает? - Работает. Плохо видно? - Ну а что вы хотели за такие деньги!"

Не являясь техническим специалистом в данной отрасли, заказчику сложно оценить степень качества и удобства оборудования, тем более, если имеется только его название в коммерческом предложении. Но понять, что исполнитель пытается "впарить" вам откровенное "фуфло" можно за несколько минут, вбив название оборудования в Google или Яндекс, по следующим признакам:

  • мало результатов с точным совпадением названия оборудования в поисковой выдаче
  • отсутствие русскоязычного сайта производителя
  • отсутствие товара в крупных интернет-магазинах
  • возможность купить товар только на китайских сайтах

Не вдаваясь в долгие объяснения, приведём пример поиска в Google видеокамеры NOVIcam A61, хорошо зарекомендовавшей себя на рынке и видеокамеры REDLINE RL-VC600C-3.6W мало известного производителя. Не будем утверждать, что одна из камер лучше, чем другая - опыт положительной работы есть с обоими производителями, но заказчику, во избежание лишних рисков, следует помнить: популярность модели - верный признак оптимального соотношения цены и качества.

 

Купить МТР самому или доверить исполнителю?

Доверить закупку МТР исполнителю выгодно и с практической и с финансовой точек зрения: гарантия будет на систему в целом, а не только на работы, при этом стоимость может быть розничной или немного меньше.

Утверждение, что покупать материалы самому дешевле - неверно. Поставщик даёт скидку монтажным организациям в размере до 30% от розничной стоимости товара (в среднем 5-15%). Добросовестный исполнитель, купив товар со скидкой, наценивает эти же 5-15%, что покроет транспортные расходы и возможные затраты на гарантийные выезды, связанные с неисправностью оборудования.

Таким образом, больше скидка исполнителя у поставщика - меньше в итоге заплатит заказчик. Отметим, что скидка организаций на закупку выше, чем у частников - поставщики охотнее работают с фирмами.

Изучите коммерческое предложение исполнителя: завышенные цены на МТР - первый признак его недобросовестности.

 

Как проконтролировать выполненную работу?

Не стоит "стоять над душой" - мастера этого не любят, но и бросать исполнителя тоже нельзя. Сложно учесть всё при первичном обследовании объекта, поэтому будьте рядом во время производства работ - может возникнуть необходимость согласования вновь возникших вопросов. Про "косяки" говорите незамедлительно.

Некоторые распространённые ошибки монтажа инженерных систем приведены в статье "Как делать не нужно.".

Появилось желание отступить от первоначального плана в процессе работ - будьте готовы к увеличению стоимости, даже если прямых затрат больше не станет - как минимум, исполнителю потребуется время для выработки новых решений монтажа.

При настройке системы следует добиться нужного результата сразу, чтобы потом не дёргать людей по мелочам. Даже добросовестный исполнитель может отказаться бесплатно приезжать на объект, например, для перенастройки видеокамер, сказав, что это не гарантийный случай.

 

Стоит ли заключать договор на техническое обслуживание?

Следует понимать разницу между гарантийным и техническим обслуживанием: первое включает только стоимость замены неисправного оборудования и устранение ошибок монтажа. Всё остальное - в рамках договора на ТО.

Если исполнитель не предложил услуги по ТО, поинтересуйтесь сами. При стоимости ежемесячного ТО не более 4% от общей стоимости системы, рекомендуем рассмотреть этот вариант. Расчёт прост: даже хорошо смонтированная система прослужит без поломок в среднем 2-4 года, при грамотном обслуживании этот срок возрастает в 2-3 раза.

Как правило, в стоимость ТО входит обязательный ежемесячный выезд на объект для контроля работоспособности системы и устранения недостатков, работы по замене повреждённого оборудования и материалов, изменение настроек системы по желанию заказчика.

При отсутствии договора на ТО каждый выезд мастера и выполненные им работы будут оплачиваться отдельно. Например, средняя стоимость выезда специалиста по Саратову составит 1 000 - 1 500 рублей, плюс доплата за выполненную им работу.

Наша рекомендация - заключать договор ТО на любую систему, стоимостью от 30 000 рублей. И чем крупнее и дороже система, тем больше пользы принесёт её грамотное обслуживание.

Советуем заключать договор ТО с той же организацией, которая осуществляла монтаж.

 

Резюме.

  • для выполнения небольших и средних объёмов лучше всего подходят небольшие организации, такие как наша
  • стоимость системы сильно отличается у разных исполнителей и не всегда пропорциональна качеству
  • поиск исполнителя начинайте с рекомендаций друзей, потом - интернет
  • правильно составленное техзадание облегчит сотрудничество с исполнителем
  • стоить выбирать из нескольких исполнителей, учитывать сезонность работ
  • при возможности оплачивать наличными
  • отдавать предпочтение более популярному оборудованию
  • закупку оборудование и материалов доверить исполнителю
  • не бросать исполнителя во время производства работ
  • заключать договор на техобслуживание средних и крупных систем

 

Помните - заключая договор, вы покупаете услугу, а не человека. Удачного сотрудничества!